Ас-салам Алейкум  !  02 Сентября, 2014 г. - 15:29  
.
.
.
Главное меню

Сайты-друзья




Посетители
Сейчас, 15 гостей и 0 посетителей онлайн..

Вы анонимный пользователь.


Вход
 



 


Все еще не зарегистрировались? Регистрация сделает комфортными Ваши посещения этого сайта, предоставит доступ ко многим дополнительным сервисам и настройкам, которые для анонимного пользователя недоступны.

.

Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
Автор Сообщение
РинатПитерский
21 Тема сообщения: Социальный атлас Татарстана.  СообщениеОтправлено: 27 Мая, 2006 г. - 22:31



Зарегистрирован: 12 Мая, 2005
Сообщений: 11478
Откуда : Алтын Урда
Социальный атлас Татарстана

Социальные преимущества: самая развитая республика с более стабильной ситуацией в переходный период благодаря доходам от нефтедобычи и особым финансовым взаимоотношениям с федеральным центром; социально ориентированная политика властей региона, позволившая сохранить сеть социальной инфраструктуры, поддержать агросектор и жилищное строительство; низкая безработица и невысокая стоимость жизни при повышенных доходах населения, менее выраженная поляризация по доходу; относительно благополучная демографическая ситуация и состояние здоровья населения; наличие крупного центра высшего гуманитарного и технического образования, более высокая инфраструктурная освоенность территории.

Социальные проблемы: рост поляризации заработков в нефтедобывающих городах и сельской местности в последние годы; проблемы безработицы и низких доходов в отдельных монопрофильных промышленных центрах; количественный рост негосударственного высшего образования без обеспечения его качества, массовый охват населения мерами социальной защиты, снижающий ее эффективность; распространение религиозного фундаментализма в молодых индустриальных центрах на востоке республики.

Татарстан — историческое ядро Среднего Поволжья, на территории которого уже в XI в. существовало крупное культурно-государственное образование — Волжская Булгария. Ее преемником стало Казанское ханство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды в середине XV в. После покорения ханства в 1552 г. перед Русским государством впервые встала задача инкорпорирования крупного ареала с мусульманским населением. Политика русификации и принудительной христианизации не имела особого успеха, в исторической памяти татарского населения сохранились представления о временах независимости, к которым современная политическая элита республики обращается, отстаивая особый статус Татарстана в Российской Федерации.

Со второй половины XVI в. и вплоть до середины XIX в. продолжалась активная русская земледельческая колонизация этой территории. Ускоренная индустриализация началась в середине ХХ в. с освоения нефтегазовых месторождений Среднего Поволжья, а затем развития нефтехимического комплекса, авиа- и автомобилестроения. Она сопровождалась миграционным притоком русского и татарского населения в города Татарстана.



Социальные преимущества: самая развитая республика в составе РФ с более стабильной ситуацией в переходный период благодаря доходам от нефтедобычи и особым финансовым взаимоотношениям с федеральным центром; социально ориентированная политика властей региона, позволившая сохранить сеть социальной инфраструктуры, поддержать агросектор и жилищное строительство; низкая безработица и невысокая стоимость жизни при повышенных доходах населения, менее выраженная поляризация по доходу; относительно благополучная демографическая ситуация и состояние здоровья населения; наличие крупного центра высшего гуманитарного и технического образования, более высокая инфраструктурная освоенность территории.

Социальные проблемы: рост поляризации заработков в нефтедобывающих городах и сельской местности в последние годы; проблемы безработицы и низких доходов в отдельных монопрофильных промышленных центрах; количественный рост негосударственного высшего образования без обеспечения его качества, массовый охват населения мерами социальной защиты, снижающий ее эффективность; распространение религиозного фундаментализма в молодых индустриальных центрах на востоке республики.

Татарстан — историческое ядро Среднего Поволжья, на территории которого уже в XI в. существовало крупное культурно-государственное образование — Волжская Булгария. Ее преемником стало Казанское ханство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды в середине XV в. После оккупаљии ханства в 1552 г. перед Русским государством впервые встала задача инкорпорирования крупного ареала с мусульманским населением. Политика русификации и принудительной христианизации не имела особого успеха, в исторической памяти татарского населения сохранились представления о временах независимости, к которым современная политическая элита республики обращается, отстаивая особый статус Татарстана в Российской Федерации.

Со второй половины XVI в. и вплоть до середины XIX в. продолжалась активная русская земледельческая колонизация этой территории. Ускоренная индустриализация началась в середине ХХ в. с освоения нефтегазовых месторождений Среднего Поволжья, а затем развития нефтехимического комплекса, авиа- и автомобилестроения. Она сопровождалась миграционным притоком русского и татарского населения в города Татарстана.

Расселение. Система городских центров республики формировалась в разное время. Казан был, наряду с Москвой, одним из крупнейших городов к моменту "вхождения" в состав Русского государства. Длительное время Казан выполнял функции преимущественно административного, а затем научного и культурного центра. В столице Татарстана раньше других городов республики, еще в 1930-е годы, началась индустриализация, благодаря которой в 1980-х годах население Казани достигло 1 млн. человек. Города восточной части республики стали активно развиваться позже, в послевоенные годы. В результате доля городского населения Татарстана превысила среднероссийский уровень только в 1990-х годах, хотя она продолжала медленно расти и в 2004 г. составила 74% населения.

Все города, за исключением экономически депрессивного Чистая, в 1989–2004 гг. сохранили положительную динамику населения (табл. 1). В столице республики, в 2005 г. отмечающей свое символическое 1000-летие, прирост минимален и на перспективу может сохраниться за счет административных преобразований (по новому генплану намечено значительное расширение городской черты). В число городов, имеющих наибольшие темпы роста, входят не только большие, но малые и средние города, растущие во многом за счет окружающей сельской местности. В республике еще не завершился процесс урбанизации, который был заторможен кризисом 1990-х годов, и рост городов продолжают подпитывать миграции из села.

В большинстве административных районов Татарстана население сокращается еще с 1970-х гг. Этот процесс стимулировали миграции 1950–1970-х гг. в новые индустриальные центры на востоке республики — Яр Чаллы расположенная на северо-западе Татарстана, также продолжает "вытягивать" население из прилегающих районов.
В современном Татарстане выделяется два ареала концентрации населения. В Казанско-Яшел Њзђнской агломерации, "нанизанной" на железнодорожную магистраль Москва — Екатеринбург, проживает более трети жителей республики (и около 40% горожан), пятая часть жителей (25% горожан) сосредоточена в Яр Чаллы , Тњбђн Кама и прилегающих к ним районах.

Территория республики расположена в достаточно благоприятных для развития сельского хозяйства природно-климатических условиях, поэтому плотность сельского населения относительно высока (14,4 человек / кв. км). По этому показателю Татарстан отстает в Приволжском федеральном округе только от Чувашии. Плотность максимальна в наименее урбанизированных северных и юго-западных районах республики — ареалах проживания татарского и чувашского населения. Значения ниже среднереспубликанского характерны для "русских" прикамско-приволжских районов и менее освоенной восточной и юго-восточной части республики. На фоне депопулирующей сельской местности соседних русских областей с исчезающими деревнями Татарстан остается "оазисом" относительной устойчивости, в республике сохранилась жизнеспособная сеть сельских поселений, их средняя людность превышает 300 жителей.

Демография и этнический состав. Демографический переход в Татарстане начался позднее, чем в староосвоенных регионах Центра и Северо-Запада, и к началу 1990-х гг. республика сохраняла более высокий уровень естественного прироста. Социально-экономический кризис ускорил завершающую стадию демографического перехода, и уже в 1993 г. естественный прирост сменился убылью. Пока убыль населения умеренная из-за более молодой возрастной структуры: общий коэффициент рождаемости в 2003 г. не отличался от среднего по стране (10,2 промилле), а показатель смертности оставался ниже среднероссийского (13,8 промилле и 16,4 промилле, соответственно). При высокой доле трудоспособных возрастов (61,4%), в Татарстане более сбалансировано соотношение детей и пожилых (18,9 и 19,7%), превышение доли пожилого населения минимально по сравнению со средним по стране (17,3 и 20,3%). Но эти преимущества носят временный характер, они обусловлены более поздним началом модернизации процессов воспроизводства населения.

Вплоть до 1999 г. естественную убыль населения перекрывал миграционный прирост (рис. 1). Среди мигрантов, приезжавших в республику, преобладали татары из стран СНГ и регионов России, их приток был более длительным и устойчивым по сравнению с миграциями населения в другие регионы Поволжья. С 2000-х годов стрессовые миграции из СНГ закончились и объем миграций в Татарстан заметно сократился. Теперь он компенсирует немногим более половины естественной убыли, но в соседних Самарской и Нижегородской областях миграции покрывают только 5–15% убыли. По сравнению с другими регионами Приволжского округа, не говоря об областях Центральной России, Татарстан имеет более стабильную демографическую ситуацию. Республике удалось войти в немногочисленную группу регионов России, в которых численность населения в 2004 г. превысила значение 1989 г. Но дальнейшего роста населения ожидать не приходится, начавшееся на рубеже веков сокращение численности жителей носит устойчивый характер.

Внутри республики устойчивый миграционный приток имеет зона тяготения Казани, а также отдельные районы юго-востока, где расположены предприятия нефтедобывающей промышленности и энергетики. Неустойчивая миграционная картина, зависящая от ситуации на градообразующих предприятиях, складывается в зоне тяготения Тњбђн Камского промышленного узла (рис. 2). Миграционный отток характерен для периферийных и глубинных сельских районов юга и юго-запада, а также промежуточной зоны между ареалами притяжения Казани и Яр Чаллы.

Рис. 2. Среднегодовой коэффициент миграционного прироста в 2001–2002 гг.

Исторические и современные миграции оказали заметное влияние на этнический состав населения республики. Интенсивный приток русских во второй половине XVI–XVIII вв. сделал их самым многочисленных этносом, татары были оттеснены из приволжско-прикамских районов вглубь водоразделов и мигрировали на восток, в Закамье, где окончательно сформировался второй ареал их расселения. Медленное увеличение доли татар началось во второй половине XVIII в., на первом этапе — в результате ассимиляции чувашей, стремившихся избежать принудительной христианизации и переходивших в мусульманство, а затем — благодаря более высокому уровню естественного воспроизводства. С середины XIX в. после смены направлений переселенческих миграций начала снижаться доля русских в населении. Этот процесс продолжился и в XX в.: к моменту образования Татарской АССР в 1920 г. татары составляли 44,3% населения, в 2002 г. — уже 52,9%. Рост доли титульного этноса приостанавливался лишь несколько раз в связи с массовыми трудовыми миграциями на восток, в составе которых было немало татар, и в периоды реализации крупных индустриальных проектов в самой республике — освоения поволжских нефтегазовых месторождений в послевоенный период и создания нижнекамского промышленного комплекса в 1960–1970 гг., сопровождавшихся миграциями русских в республику.

В 1989–2002 гг. рост титульного этноса происходил как за счет сохранявшегося небольшого естественного прироста, так и миграции. Большая часть татар, въехавших в Россию из стран ближнего зарубежья, осела на территории республики. Внутрироссийские миграции также привели к концентрации этноса в республике: доля российских татар, проживающих в Татарстане, выросла за межпереписной период с 32 до 36%.

Татары численно преобладают в большинстве районов и городов, а их доля увеличилась почти на всей территории республики (рис. 3). В периферийных районах юго-запада традиционно проживают чуваши и мордва, на северо-востоке — удмурты и марийцы. Русское население незначительно преобладает в районах, расположенных по обоим берегам Волги и вблизи широкого устья Камы, подтопленного водохранилищем, а также в городах Яшел Њзђн, Чистай (более 60% населения), Бљгелмђ и Алабуга (более половины). Крупные общины украинцев и башкир сформировались в результате трудовых миграций 1960–1970-х годов, они концентрируются в Яр Чаллы и Тњбђн Кама (более 40% украинцев и 55% башкир республики).


Рис. 3. Доля татар в населении городов и районов республики в 2002 г.

Народы республики сильно различаются по уровню урбанизированности (табл. 2). Выше средней по республике доля горожан среди украинцев, башкир и русских. Татары заметно отстают от этих этносов, однако разрыв постепенно сокращается: в 1970 г. среди татар было 39% городских жителей, в начале 1980-х г. — около 50%, в 2002 г. — уже 66,5%. Их доля в городском населении растет быстрее, чем в сельском, под воздействием внутриреспубликанской миграции татар из села в город и внешней миграции, направленной в основном в города.

Таблица 2. Урбанизированность этносов, проживающих в Республике Татарстан (по данным переписи населения 2002 г.)

В Казани, как и в Татарстане в целом, в течение XX в. постепенно увеличивалась доля титульного этноса, однако этот процесс шел с некоторым запозданием: в 1897 г. татары составляли лишь 22% жителей, в 1970 г. — 36%, в 1989 г. — 40,5%. Вплоть до конца 1990-х годов в Казани преобладали русские, но в последние годы доля татар почти сравнялась с долей русского населения. Этнический состав населения оказывает заметное влияние на территориальные различия демографических и социальных показателей, но растущее территориальное доминирование титульного этноса постепенно сглаживает эти различия.

Экономика. В переходный период Татарстан отличался политикой "мягкого вхождения в рынок", которая базировалась на значительных экономических ресурсах и особых финансово-бюджетных отношениях с федеральным центром. Татарстан — самая развитая республика в составе России. По душевому объему ВРП она входит в пятерку ведущих субъектов РФ, на его долю приходится 2,8% суммарного ВРП регионов России. В Приволжском федеральном округе Татарстан лидирует по объему ВРП, а по душевым показателям уступает только Самарской области.

Отрасли реального сектора дают 63% ВРП, в том числе промышленность — 44%. По динамике промышленного производства Татарстан не только значительно опережает среднероссийские показатели, но в 2004 г. уже практически восстановил объем производства конца советского периода. Республика лидирует не только среди регионов ПФО, но и опережает экономических "тяжеловесов" Уральского федерального округа, в том числе нефтедобывающий Ханты-Мансийский АО (рис. 4). Это удалось сделать благодаря тому, что кризисный спад первой половины 1990-х годов был в Татарстане менее сильным, чем в подавляющем большинстве регионов страны. Чем же объясняется успешность модели "мягкого вхождения в рынок", которую реализовали власти республики?


Рис. 4. Динамика промышленного производства в "сильных" регионах России, в % к 1990 г. (1990=100%)

Среди важнейших факторов более успешной динамики развития — отраслевая структура экономики и структура собственности, сформировавшаяся в переходный период. Татарстан занимает 2-е место в стране по добыче нефти (более 29 млн. т в 2004 г.), это почти 7% российской добычи. Нефтяная промышленность стала важнейшей отраслью экономики в переходный период, потеснив отрасли машиностроения, сократившие объемы производства в полтора раза (табл. 3). Еще одна отрасль специализации — химическая и нефтехимическая промышленность — стала дополнительной опорой, хотя она не дает таких доходов, как нефтедобыча. В России немало нефтедобывающих регионов, но среди них Татарстан (наряду с Томской областью) показывает лучшую динамику роста объемов промышленного производства, несмотря на то что его месторождения истощены, а качество нефти низкое — она высокосернистая и нуждается в специальных технологиях переработки.

Успех республики, с точки зрения сторонников государственного контроля над экономикой, можно объяснить тем, что наиболее прибыльные сектора экономики (нефтяная и нефтехимическая промышленность) остались в региональной собственности, на частные предприятия приходится меньше 18% объемов промышленного производства (в РФ — 45%). Но реальная причина в том, что Татарстан в 1990-е годы практически не делился своими доходами с федеральным бюджетом, став регионом с "особым" бюджетным режимом. Именно это позволило в 1990-е годы обеспечить инвестициями "кормильца" — нефтяную промышленность, смягчить спад в других отраслях промышленности, поддержав их дотациями из бюджета, такими же дотациями поддерживалось и сельское хозяйство. Республика создала замкнутую финансовую систему, которая обеспечивала преимущества в развитии все 1990-е годы — ведь ей не нужно было делиться доходами со слабыми регионами. Но и позднее, с восстановлением перечислений налогов в федеральный бюджет, Татарстан получал из него особо щедрое финансирование. Например, в 2002 г. из федерального Фонда регионального развития, финансирующего все региональные программы, Татарстан получил 12 млрд. руб., а весь объем этого фонда составлял 18 млрд. руб. И в последующие годы дотации и субсидии республике составляли значительные суммы, особенно в преддверии празднования 1000-летия Казани. Особые финансовые отношения с федеральным центром не имеют экономической мотивации, они объясняются чисто политическими причинами.

Власти республики по-прежнему стремятся максимально контролировать ситуацию в основных отраслях экономики. Для этого был создан холдинг "Связьинвестнефтехим", куда были включены ведущие промышленные предприятия нефтедобычи (ОАО "Татнефть"), нефтехимии, машиностроения ("Казанкомпрессормаш", Казанский вертолетный завод), связи ("Таттелеком"), а также крупнейший в республике банк "Акбарс".

Структура экономики внутри республики территориально дифференцирована. Добыча нефти сосредоточена на востоке, "столица" отрасли — Ђлмђт. От него начинается крупнейший в России нефтепровод "Дружба", к которому подведены нитки трубопроводов из Западной Сибири. К Ђлмђт приписана компания "Татнефть", поэтому он лидирует по объему промышленной продукции (рис. 5). Города и поселки, расположенны к югу и юго-востоку от Ђлмђт, — Азнакай, Лениногорск, Нурлат, Баулы, Бљгелмђ — также специализируются на добыче нефти и машиностроении для нефтяной промышленности. На востоке республики расположены одна из крупнейших в Поволжье Заинская ГРЭС и ведущие предприятия нефтехимии ("Тњбђн-Каманефтехим" и "Тњбђн -Камашина").



Второй район концентрации промышленного производства расположен на северо-западе, в Казанско-Яшел Њзђнском промышленном узле. Его основой является разнообразное машиностроение и нефтехимия ("Казаннефтеоргсинтез"). В переходный период, в результате снижения производства в других отраслях и создания новых крупных предприятий (например, пивоваренной компании "Кызыл Шђрык" ("Красный Восток"), еще одной ведущей отраслью в Казани стала пищевая промышленность. Среди отраслей машиностроения наибольшие сложности испытывают предприятия ВПК (приборостроение, авиастроение), которые размещены прежде всего в Казани.

Несколько лучше ситуация в машиностроении, производящем оборудование для топливной и нефтехимической промышленности, а также в автомобилестроении, Основные предприятие этой отрасли, ОАО "КамАЗ" (большегрузные самосвалы) и завод малолитражных автомобилей расположены в Яр Чаллы. Проект создания тракторного завода в Алабуге оказался неудачным, и ПО "АлАЗ" переориентировано на выпуск нефтяного оборудования и автозапчастей. В целом промышленность Татарстана сохраняет унаследованную с советских времен многоотраслевую структуру и территориальную полицентричность, что создает более устойчивый каркас экономики.

Татарстан обычно не воспринимается как аграрный регион, но он устойчиво входит в пятерку крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции и является крупным производителем зерна. Аграрная экономика Татарстана по формам собственности изменилась мало, основными производителями остаются сельхозпредприятия. Они поддерживаются мощными дотациями, поэтому сокращение поголовья и посевных площадей идет медленней, чем в соседних регионах, более дешевая сельскохозяйственная продукция находит рынки сбыта за пределами республики, особенно в Самарской области. Помимо дотаций, важной составляющей более успешного выживания отрасли в переходный период стала трудовая этика сельского, преимущественно татарского, населения. Это проявляется во всех элементах сельского уклада жизни. Села республики более благоустроены по сравнению с соседними русскими регионами, сохранились традиции ведения большого подсобного хозяйства, совместного строительства жилья. Оставшись более патриархальным, татарское село оказалось более жизнеспособным в кризисный период по сравнению с маргинализирующимися русскими деревнями, особенно в Нечерноземье.

Сектор услуг в экономике республики пока играет второстепенную роль, хотя Казан — город с миллионным населением. Замедленность постиндустриальных сдвигов показывают разные индикаторы. Например, развитие сотовой связи в республике отстает от среднероссийского уровня, хотя оно сдерживалось и протекционистской политикой властей, препятствовавших входу на рынок услуг крупных столичных компаний. По охвату населения Интернетом Татарстан также заметно отстает от регионов-лидеров. Такая ситуация типична для индустриальных регионов, получающих основные доходы от экспорта ресурсов, но в Татарстане дополнительным фактором замедления стал именно протекционизм. Но постепенно ситуация меняется, в республике появляются крупные, в том числе международные, торговые и гостиничные сети, растет рынок платных услуг, меняются стандарты потребления жителей крупных городов Татарстана.

Занятость и рынок труда. При средней экономической активности населения (65% населения) Татарстан относится к числу более благополучных регионов по уровню занятости (более 93% экономически активного населения в 2003 г.) по сравнению со среднероссийским (91%). Благодаря политике "мягкого вхождения в рынок" изменения в структуре занятости были менее радикальными: промышленная занятость осталась выше средней по стране, сохранилась более высокая занятость в сельском хозяйстве, медленнее росла занятость в торговле, которая по всей стране стала отраслью, аккумулировавшей высвобождаемых работников из реального сектора (табл. 4). Еще одной нишей для трудоспособного населения стала финансируемая из бюджета социальная сфера, занятость в которой выше среднероссийской. Тем не менее изменения за 2003 г. показывают, что "запас прочности", связанный с особым положением республики, начинает иссякать, в Татарстане ускорились отраслевые сдвиги, сближающие структуру занятости со среднероссийской.
Динамика общей безработицы (по методологии МОТ) повторяет среднероссийский тренд на более низком уровне, что выгодно отличает Татарстан от других национальных образований Поволжья (рис. 6). В федеральном округе республика в 2003 г. уступала только Самарской области с ее диверсифицированным рынком труда, сложившимся в мощной Самаро-Тольяттинской агломерации. По данным обследований рынка труда Татарстана, городская безработица в 1,5 раза выше сельской (7,6 и 5,0% соответственно), а среди безработных устойчиво преобладают мужчины (56%). Эти данные показывают, что проблемы безработицы более характерны для промышленных городов, и с 2003 г. они вновь усиливаются.


Уровень зарегистрированной безработицы невысок, даже в середине 1990-х гг. в наиболее кризисных районах республики он не превышал 4%. Более высокими показателями отличались города машиностроения — Чистай, Алабуга, Яр Чаллы, Яшел Њзђн, химии — Мендэлэ, но экономический подъем снизил остроту проблем занятости в большинстве из них (рис. 7). В 2003 г. уровень зарегистрированной безработицы в Татарстане составлял только 1,3% (в РФ — 2,3%), относительно невелика ее средняя продолжительность — 5,5 месяцев. Однако, как и в среднем по стране, безработица в Татарстане с 2002 г. вновь начала расти. Проблемы концентрируются в монопрофильных городах, где ситуация на рынке труда зависит от экономического положения одного-двух основных предприятий. Это города Чистай (ОАО Чистайский часовой завод "Восток"), Лениногорск (нефтегазодобывающее предприятие "Татнефтебитум"), Алабуга ПО "АлАз". безработицы отличаются центры нефтепереработки, нефтехимии и энергетики.


В большинстве аграрных районов колебания зарегистрированной безработицы еще меньше, коллективные сельхозпредприятия дают работу трудоспособному населению. На сельских жителей приходится не более 12% всех зарегистрированных безработных, но официальные данные не отражают скрытой безработицы. В худшем положении находятся глубинные районы, удаленные от индустриальных центров, где нет альтернативных вариантов трудоустройства. Именно в таких районах фиксируется максимальная напряженность на рынке труда: если в среднем по республике на 1 вакансию приходится 2 человека, то во многих глубинных сельских районах — более 50, найти рабочие места практически невозможно. Среди зарегистрированных безработных более явно, чем в среднем по России, преобладают женщины — их 76%.

Жители сел и малых городов Татарстана, в отличие от соседних русских регионов, менее мобильны в поисках работы, не развито "отходничество" на строительство дач в Подмосковье, столь типичное для пензяков или нижегородцев. Основной формой адаптации остается занятость в полутоварном личном подсобном хозяйстве, которое ведется в широких масштабах.

Социально-экономическое положение домохозяйств. Среднедушевые доходы населения Татарстана ненамного выше, чем у соседей, но зато стоимость жизни в республике заметно ниже. Это еще одно следствие "мягкого вхождения в рынок" — до середины 1990-х годов цены на основные продукты питания дотировались, а более низкие тарифы на услуги ЖКХ и городского транспорта сохранялись до последнего времени. В результате по уровню доходов населения, измеряемому как отношение душевых денежных доходов и прожиточного минимума, Татарстан входит в группу относительно благополучных регионов страны, хотя как и все они, намного уступает лидерам — Москве и тюменским автономным округам (рис. Cool. Татарстан выделяется и на фоне соседних регионов ПФО, за исключением Самарской области и Башкортостана.




Дифференциация населения по доходу, измеряемая коэффициентом фондов, несколько ниже среднероссийской, но она растет быстрее: только за 2003 г. отношение доходов 10% самых богатых жителей республики к 10% самых бедных увеличилось с 11,8 до 13,1 раз, в то время как в среднем по России — с 14,0 до 14,3 раз. Неравенство в двух "сильных" республиках — Татарстане и Башкортостане — все еще меньше, чем в Самарской и Пермской областях, также входящих в группу относительно благополучных регионов ПФО, но этот разрыв сокращается.

Отраслевые различия в заработной плате можно сравнить только по данным 2002 г., но они вполне показательны — Татарстан все еще сохранял более сглаженную отраслевую дифференциацию заработков по сравнению со среднероссийской (рис. 9). Хотя Самарская область проводит такую же политику, "подтягивая" заработки в бюджетном секторе, Татарстан ее явно опережает в сельском хозяйстве, при этом оставаясь более умеренным в оплате занятых в управлении. Заработная плата в промышленности обоих регионов не так сильно отличалась от средней на фоне России, так как трудоемкие отрасли машиностроения обоих регионов находятся не в лучшем состоянии, а доля занятых на успешных предприятиях ("Татнефть", "АвтоВАЗ") относительно невелика и не способна изменить общую картину по отрасли.


Однако ту степень выравнивания, которую удается сохранить по отраслям, все труднее поддерживать по территории республики. Несмотря на декларируемую в Татарстане политику выравнивания, внутриреспубликанская дифференциация по уровню реальной зарплаты нарастает. Это показывают расчеты отношения заработной платы в муниципалитетах к среднереспубликанской за 1998 и 2003 гг. (рис. 10). Безусловным лидером, увеличивающим отрыв от остальных муниципалитетов, остается нефтедобывающий Ђлмђт, за которым выстроились другие нефтедобывающие центры. Нефтехимический Тњбђн Кама и энергетический Зђй стали утрачивать свое преимущество в заработках. В двух крупнейших городах республики — Казани и Яр Чаллы — средняя заработная плата выросла относительно средней по Татарстану, так как все крупные города страны в переходный период наращивали преимущество в доходах. Но для Казани и Тњбђн Кама политика выравнивания сказывается — хотя заработки жителей растут быстрее, они ненамного выше средних по республике. Машиностроительные города Алабуга и особенно Яшел Њзђн за годы экономического роста явно ухудшили свои позиции по уровню заработной платы, она росла медленней среднереспубликанской.

Наиболее заметно нарастающее отставание аутсайдеров по заработкам — сельских районов. В половине из них средняя зарплата составляет менее 60% от республиканской, а в отдаленной сельской "глубинке" — около 40%. Пространственная поляризация в Татарстане нарастает "с двух концов" — и за счет опережающего роста заработков жителей сильных муниципалитетов, и за счет ускорившегося отставания слабейших сельских районов. Несмотря на то что агросектор Татарстана дотируется и заработки в нем ближе к средним (на фоне России в целом или соседней Самарской области), они все равно составляют менее половины от заработной платы в экономике.

Более устойчивое экономическое положение в сочетании с политикой выравнивания доходов позволяло Татарстану в конце 1990-х годов сохранять более низкий уровень бедности как на фоне России (24 и 30% в 1999 г.), так и по сравнению с подавляющим большинством регионов ПФО, за исключением сильных соседей — Самарской и Пермской областей. По мере экономического роста и снижения показателей бедности в России преимущество республики стало таять, хотя она все еще намного опережает слабых соседей — не вышедшую из депрессивного состояния Ульяновскую область (36% в 2003 г.), республику Марий Эл (48%) и тем более Коми-Пермяцкий АО (64%). Доля бедных (населения с доходами ниже прожиточного минимума) в Татарстане (20%) близка к среднероссийской и только на 1–3 процентных пункта отличается от показателей сильных соседей — Пермской, Самарской и Нижегородской областей (рис. 11). При этом не стоит забывать, что стоимость жизни в Татарстане невысока, поэтому и черта бедности (прожиточный минимум) ниже, чем у всех регионов ПФО, за исключением слаборазвитой республики Марий Эл. Дополнительные проценты к уровню бедности в Татарстане добавляет более высокая доля сельского населения по сравнению с большинством развитых регионов ПФО. Но доверять официальным данным об уровне сельской бедности следует с большой осторожностью — те, кто бывал в татарских деревнях и видел недавно построенные или отремонтированные дома, обилие домашнего скота и интенсивно используемые земельные участки, понимает всю относительность измерений.


По развитости системы социальной защиты населения Татарстан уступает только самым богатым регионам — Москве и тюменским округам. Республика выделяется многообразием местных механизмов социальной защиты, особенно поддержкой многодетных семей, большинство из которых татарские, а до последних лет — и сохранением масштабной системы льгот по ЖКУ. В последние годы Татарстан начал двигаться от советской категориальной системы социальной защиты к более рыночным и адресным формам, но путь этот тернист. Яркий пример — проведение монетизации льгот. Базовые компенсации региональным льготникам невысоки (200–300 руб.), они дополняются очень сложной системой доплат и сохранившихся льгот по каждой услуге для разных категорий льготников. После волны протестов власти республики приняли решение об обеспечении льготными проездными билетами и льготников, и всех пенсионеров. Система социальной защиты населения охватывает все большую часть населения, поскольку монетизация льгот совпала в Татарстане с резким повышением стоимости ЖКУ. Она становится еще менее эффективной, так как поддержка большинства населения означает, по сути, отказ от адресности и ухудшение доступа к социальной помощи беднейших групп населения.

Социальная сфера. Показатели обеспеченности в Татарстане, как правило, лучше, чем в среднем по РФ — сказывается социально ориентированная политика последнего десятилетия, позволявшая поддерживать сложившуюся сеть объектов социальной сферы. Но "мягкое вхождение в рынок" не изменило давно сложившихся внутренних различий. Относительно благополучные показатели обеспеченности медицинскими услугами достигаются за счет Казани и некоторых "старых" городов республиканского подчинения, а в более молодом промышленном центре Набережные Челны и почти во всех районах показатели хуже средних. В сельских районах они сильно зависят от положения по отношению к городам и основным транспортным магистралям.

Состояние окружающей среды в республике также относительно благополучно. Проблемы более заметны на юго-востоке, где эксплуатация старых, небольших месторождений нефти приводит к увеличению площади загрязнения земель. Кроме того, в результате закачки воды в скважины многие районы страдают от засоления почв.

Все эти факторы влияют на состояние здоровья населения, но в определенных пределах. Динамика ожидаемой продолжительности жизни повторяет среднероссийский тренд, но на более высоком уровне, при этом разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин Татарстана — те же 13 лет, как и в среднем по стране. По продолжительности жизни населения Татарстан остается лидером среди регионов ПФО, сокращение показателя за последние пять лет было минимальным (рис. 12). Вряд ли правильно искать объяснение лидерству в состоянии окружающей среды, обеспеченности медицинскими услугами или уровне доходов населения — по отдельности они могут быть лучше и в других регионах ПФО. Но важен их суммарный эффект, который и виден в Татарстане. Еще один фактор долголетия — образ жизни населения, в мусульманских регионах уровень алкоголизации ниже.


Уровень младенческой смертности в Татарстане только в конце 1990-х годов опустился ниже среднего по стране, особенно заметны позитивные изменения последних лет (рис. 13). Однако Татарстан не выделяется среди соседних, небольших по площади республик ПФО (Чувашии, Мордовии, Марий Эл) и заметно отстает от Самарской области. Сказывается фактор более низкой урбанизации и транспортной доступности — младенческая смертность, как правило, выше в регионах с менее доступными медицинскими услугами и более традиционалистским образом жизни населения. Недаром улучшение показателей последних лет достигнуто в основном за счет городов республиканского подчинения, а ситуация в периферийных райцентрах, таких, как Баулы, и во многих сельских районах принципиально не изменилась и мало чем отличается от конца 1980-х гг.

Уровень образования населения Татарстана ниже среднероссийского, в этом вновь проявляется фактор более поздней урбанизации. Доля имеющих высшее образование среди занятых составила по данным переписи 23% (в среднем по РФ — 26%), однако на фоне других регионов ПФО Татарстан остается срединным, уступая Самарской и Саратовской областям. Как и в большинстве индустриальных регионов, в Татарстане повышена доля имеющих среднее специальное образование (34% занятых).

Заметные ранее этнические различия в уровне образования двух наиболее многочисленных народов республики практически исчезли. Среди городского населения высшее образование имеют 21,1% русских и 20,7% татар, в сельской местности преимущество у татар: 9,0% против 6,3% у русских. Однако у других поволжских этносов — чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов — доля имеющих высшее образование по-прежнему низка (от 10 до 14% в городах и от 4 до 5,5% — в сельской местности). В какой-то мере это отражает ограниченные возможности вертикальной социальной мобильности для этих этносов в Татарстане.

Образование как отрасль сферы услуг имеет заметные особенности по сравнению с другими регионами. Менее всего отличается общее образование. В нем, как и везде, снижается нагрузка на инфраструктуру: за последние пять лет доля занимающихся во вторую смену уменьшилась почти в 1,5 раза из-за сокращения числа учащихся. В отдельных городах и районах с растущим населением, где уменьшение числа учащихся было незначительным, она по-прежнему высока — более 20% в Казани, Яшел Њзђне, Алабуге, а в Чистае это связано с закрытием школ из-за бюджетных проблем.

Несмотря на "мягкое вхождение в рынок", темпы сокращения численности учащихся в системе начального профессионального образования выше среднероссийских, а численность учащихся средних профессиональных учебных заведений не растет по сравнению с началом 1990-х годов и остается самой низкой в ПФО в расчете на 10 тыс. населения. Эти виды профессионального образования оказались непривлекательными для населения. Зато более интенсивно, чем в среднем по стране, росла численность студентов вузов — в 2,8 раз за 1995–2004 гг. (РФ — 2,3 раза). Особенность Татарстана — повышенная доля учащихся негосударственных вузов (почти 22% в 2003/2004 учебном году, в РФ — 13%). Именно в эти новые и зачастую низкоквалифицированные учебные заведения направился поток молодежи, которая раньше поступала в техникумы и ПТУ. Однако Казан известен своими традициями высшего образования и стремится сохранить этот статус. Кроме столицы важными центрами высшего, в первую очередь технического, образования стали Яр Чаллы и Тњбђн Кама, где действует сеть филиалов.

Заметным элементом системы образования становятся духовные учебные заведения, которые пока находятся в стадии становления. Активную поддержку духовному образованию оказывают власти Татарстана, заинтересованные и в том, чтобы позиционировать Казан как центр мусульман России, и в том, чтобы контролировать духовное образование, препятствуя распространению фундаменталистских идей. В 1998 г. был открыт Российский исламский университет, который должен, по замыслу основателей, составить конкуренцию другим мусульманским духовным учебным заведениям на постсоветском пространстве.

Обеспеченность площадью жилья в республике близка к средней по стране (20 кв. м на человека), но благоустройство жилищного фонда существенно выше и сопоставимо в ПФО лишь с самой урбанизированной Самарской областью. Татарстан особенно сильно выделяется по уровню газификации, практически сплошной в городах и сельской местности (более 96%), а также по обеспеченности центральным отоплением: в городах его имеет 97% жилищного фонда, в сельской местности — 80% (табл. 5). Это в два раза больше, чем в среднем по сельской местности России и почти столько же, сколько в российском городском жилфонде. Объяснить этот феномен можно только одним — спецификой учета в республике, когда установленные населением автономные системы теплоснабжения (АОГВ) учитываются в статистике как центральное отопление. Но даже эти искажения — очень важный социальный индикатор, они показывают, что в сельской местности у населения есть средства на благоустройство собственного жилья.

Еще одно подтверждение относительного благополучия — устойчиво высокие темпы ввода жилья. По душевым показателям Татарстан уступает только Московской, Астраханской, Белгородской областям и Москве, в последние годы — еще и Ханты-Мансийскому АО, не имея, однако, сопоставимого с москвичами и нефтяниками Сибири уровня доходов. Но и в Астраханской, Белгородской областях доходы не самые высокие, при этом от половины до трех четвертей жилья строится населением за свой счет. В Татарстане эта доля существенно ниже — 30–40%, жилье строится в основном компаниями на продажу, а также с привлечением бюджетных средств. Значительные объемы жилищного строительства и поддержка населения республики в решении жилищной проблемы — реальное преимущество "мягкого вхождения в рынок".

Однако средства, которые используют региональные власти для решения жилищной проблемы, весьма далеки от рыночных. В республике существует программа ликвидации ветхого и аварийного жилья, особенно активно реализуемая в Казани к юбилею города. Благодаря этой программе республика оказалась в числе лидеров по вводу жилья. Но способы, которыми финансируется программа, вызывают много вопросов. В Татарстане длительное время существовал специальный налог, обязывающий предпринимателей отчислять 1% прибыли на ликвидацию ветхого и аварийного жилья. Этот побор недавно был отменен как незаконный, но мало что изменилось, — для этих целей создан специальный фонд, куда предпринимателям крайне настоятельно предлагается делать "добровольные" взносы. Прозрачность расходования средств этого фонда низка.

Несколько лет республика не спешила вводить жилищные субсидии, предпочитая сохранять систему льгот на ЖКУ. В 2003–2005 гг. был осуществлен массовый переход от категориальных льгот к адресным жилищным субсидиям. Только за 2002–2003 гг. доля получателей субсидий выросла в далеко не бедной республике с 2 до 34% семей (в среднем по РФ — 15%), а расходы на эти цели — с 1 до 60% совокупных расходов на субсидии и льготы по ЖКУ. Следующим шагом стало введение в 2005 г. региональных "субсидий по сглаживанию" в связи с резким ростом стоимости ЖКУ, неизбежным после многолетнего удерживания низких тарифов. Размер таких субсидий зависит от душевого дохода семьи, верхняя планка субсидирования установлена на уровне доходов в 7 тыс. руб. на человека в месяц, т.е. практически равна среднедушевым доходам населения республики. Дифференциация, безусловно, сохраняется — семьям, имеющим доходы более 6 тыс. руб. на человека, доплачивают совсем немного и только в пределах социальной нормы жилья, а малоимущим — до уровня 7 тыс. руб. и за всю площадь жилья. Охвачено новой системой поддержки около половины семей республики, а при таком масштабе рыночный механизм адресных субсидий становится похожим на старую систему тотального льготирования, ведь проверить реальность декларируемых доходов семей, претендующих на получение субсидий, практически невозможно. Очередная попытка "мягкого вхождения в рынок" привела к созданию еще одного механизма поддержки с низкой эффективностью.

Тем не менее у такой "социально-рыночной" модели развития есть очень много сторонников среди жителей республики. Существуют аргументы и за, и против татарстанского опыта, его краткосрочный позитивный эффект оспаривать сложно, но какова будет длительная перспектива развития этой модели — покажет только время.

Интегральные индексы. По индексу развития человеческого потенциала республика входит в тройку (2002 г.) лидеров, прежде всего, за счет уровня доходов и несколько более высокого индекса долголетия, но уступает наиболее развитым регионам по уровню образования. Татарстан благодаря своей социальной политике также имеет повышенные значения "кризисного" индекса качества жизни. По индексу инновативности республика занимает уже 11-е место, уступая лидерам почти по всем компонентам, за исключением частных индексов числа студентов вузов и проникновения сотовой связи. А вот по индексу демократичности Татарстан, даже в середине 1990-х гг. относившийся к числу регионам с "управляемым голосованием", устойчиво занимает места в восьмом десятке регионов.

http://atlas.socpol.ru/portraits/tatar.shtml

_________________
Самая Великая и Истинная Вера во Вселенной, это - Ислам! Все татары часть этой Великой Веры!


Всемирный Исламский сайт: http://www.muslim-info.com/
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение Послать e-mail WWW  
Ответить с цитатой Наверх
Виктор
1 Тема сообщения: Татарстан близок по менталитету  СообщениеОтправлено: 16 Мая, 2007 г. - 21:52



Зарегистрирован: 01 Февраля, 2007
Сообщений: 2323

Татарстану нужны трудоспособные мигранты – квалифицированные рабочие
26.04.2007 Владимир Лунин
Трудоспособное население России, к сожалению, сокращается стремительными темпами. По мнению специалистов, в ближайшие четверть века стране понадобятся не менее двадцати миллионов мигрантов, чтобы восполнить потерю рабочих рук. Сегодня в России проживает до двенадцати миллионов приезжих. А значит, в ближайшие годы мы станем свидетелями масштабных миграционных процессов.
Татарстан близок по менталитету
Наплыв рабочей силы ожидается и в Татарстане, причем – с немалыми надеждами, ведь выгода от применения труда гастарбайтеров очевидна. Труд квалифицированных рабочих из стран ближнего зарубежья не вызывает нареканий, и в то же время недорог. На одно только строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса в ближайшее время может быть привлечено большое число иностранцев. Востребованные специальности: крановщики, бульдозеристы, монтажники, строители и сварщики.
Мигрантов в Татарстане и на данный момент немало. В прошлом году, например, на учете числились порядка восьмидесяти тысяч приезжих. Впрочем, это только те, кто пожелали легализоваться. Вполне возможно, что еще столько же проживают в республике неофициально. Однако изменения в миграционном законодательстве заставляют многих гастарбайтеров призадуматься о своем будущем. Сегодня не каждый работодатель примет иностранного труженика, не вставшего на учет, поскольку это чревато большими финансовыми осложнениями. Например, штраф для юридических лиц, которые попадутся на использовании нелегального труда мигрантов, может составить 250-800 тысяч рублей. Лишиться таких сумм для многих компаний означает прийти к банкротству. Так что приезжим рабочим приходится выходить из тени. К середине марта этого года в миграционную службу республики обратились около 6200 иностранцев с заявлениями о предоставлении им разрешения на работу. Пока добро получили 5000 гастарбайтеров. Кстати, это в полтора раза больше, чем за весь прошлый год.
Стоит отметить, что Татарстан пользуется, в основном, популярностью у жителей республик бывшего Советского Союза, поскольку наиболее близок по менталитету и культуре. Впрочем, для того, чтобы привлечь квалифицированные рабочие руки, одной общности в культурах мало. Ведь для мигрантов нужно еще построить жилье, помочь в освоении наиболее востребованных специальностей.
Центр для нелегалов
Мигрантов-нелегалов в Татарстане не особо привечают. Хотя отношение и к этой категории приезжих человеческое. К примеру, не так давно в Казани был открыт Центр содержания граждан, подлежащих выдворению за пределы страны. Кстати, первый в России. Во многих же регионах страны выявленные нелегальные мигранты содержатся в изоляторах и спецприемниках. Директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский выразил надежду, что примеру Татарстана последуют и в других республиках и областях России.
Сотрудники Центра окрестили его в шутку «гостиницей». Впрочем, на отель помещение временного содержания вряд ли похоже. В Центре три спальни, самая большая может поместить дюжину человек одновременно. За один раз в стены учреждения смогут принять до полусотни человек. Однако угрозы перенаселения в Центре нет, ведь каждому попавшему сюда придется провести не больше пары недель. Впрочем, на «кутузку» помещение Центра также не похоже – на окнах отсутствуют решетки. Есть комната отдыха и своя столовая. А еще – баня и прачечная в здании рядом. Все комнаты в Центре отдельные. Мужчины и женщины, а также целые семьи смогут пожить изолированно от других. Неоспоримый плюс – платить за питание или проживание мигрантам не придется. Все расходы на себя возьмет государство.
В Татарстане подобный центр раньше уже был. Он существовал за счет средств общественной организации «Ассоциация национально-культурных объединений республики Татарстан». Каждый месяц на работу центра выделялось двести тысяч рублей. За время его существования сотрудники учреждения помогли уехать домой порядка восьмистам выходцам из зарубежных стран. Однако в прошлом апреле, просуществовав два с половиной года, прежний центр перестал работать. Причина закрытия – отсутствие поддержки со стороны государства. Остается надеяться, что новый Центр ожидает иная участь.
То, что помещение учреждения пустовать не будет, понятно уже сейчас. Операции по выявлению нелегальных мигрантов правоохранительными органами республики проводятся регулярно. К примеру, в марте за две недели выявили более полутора тысяч нарушений иностранцами буквы закона. Полторы сотни мигрантов, нелегально работающих в Татарстане, были задержаны. Той же участи подверглись более тысячи иностранцев, нелегально проживающих в республике. На данный момент решение суда принято в отношении 87 мигрантов. Они должны быть выдворены за пределы России.
Кто и как зарабатывает на хлеб?
Из каких же стран чаще всего прибывают в Татарстан мигранты? Как правило, из Азербайджана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Армении. Из стран дальнего зарубежья по количеству приехавших в республику граждан лидируют Турция, Германия и США.
Напомним, что с этого года правила учета иностранцев, прибывающих в Россию, претерпели серьезные изменения. Есть очевидные плюсы для мигрантов. К примеру, если раньше для того, чтобы найти работу, гастарбайтеру надо было обязательно найти жилье из расчета не менее двенадцати квадратных метра на человека, то теперь ему можно зарегистрироваться по любому адресу, и не обязательно – по месту проживания. Свой адрес для регистрации могут предоставить общественная организация или фирма.
А еще мигрантов привлекает экономическая и политическая стабильность. Если раньше приезжие вынуждены были покидать родные места из-за национальных, религиозных или языковых проблем, то сегодня, как правило, причина, побуждающая уехать в другую страну, материальная. Впрочем, на увеличение числа мигрантов, прибывающих в Татарстан, влияет и время года. Летом, в сезон, на учет встает до тридцати тысяч иностранцев, зимой же их количество раза в три меньше. Впрочем, год от года эти цифры растут.
Принято считать, что мигрант, как правило, зарабатывает себе на жизнь торговлей. Конечно, после первого апреля 2007 года иностранных продавцов на российских рынках быть не может согласно положениям претерпевшего изменения миграционного законодательства. Однако выходцам из бывших союзных республик не запрещено заниматься другим трудом на рынках. Или, к примеру, «держать» свои торговые «точки». Впрочем, на территории Татарстана, согласно обнародованным миграционной службой сведениям, большинство приезжих занимаются вовсе не торговым бизнесом. К примеру, в строительстве трудятся более семидесяти процентов всех приехавших. На рынках заняты не более одиннадцати процентов мигрантов, в общественном питании - четыре процента, еще столько же – на транспорте.
Кстати, сфера деятельности приезжих нередко напрямую зависит от того, из какой страны прибыл человек. По данным миграционной службы, узбеки трудятся как на рынках, так и в общепите и в строительстве, в бытовом обслуживании и водителями маршрутных такси. Азербайджанцы до недавних пор предпочитали торговлю свежими фруктами. Выходцы из Армении, помимо строительства, заняты в организации салонов автосервиса. А вот вьетнамцы закупают изделия легкой промышленности оптом на базах и продают их в розницу.
Чем больше мигрантов, тем развитее регион
Как заработаешь – так и заживешь. Иностранцы-бизнесмены, успешно наладившие свое дело, приобретают для жилья квартиры. А вот чернорабочий люд теснится в съемных комнатах. Интересна история 24-летнего Анвара из Таджикистана. Он приехал в Казань еще пять лет назад, вслед за старшим братом. Стал торговать фруктами на рынке в Советском районе. За годы работы успел скопить денег на однокомнатную квартиру «хрущевского» типа, сейчас подумывает о том, чтобы получить российское гражданство. Из поселка, оттуда Анвар родом, в Казани работают около сорока человек. Про земляков, которые трудятся на стройке, парень знает лишь то, что живут они бедно. На работу приезжают летом, все заработанное отправляют домой.
Кстати, нередко вслед за приехавшим и устроившимся в России выходцем из бывшей союзной республики начинают прибывать родственники. Такую миграцию называют нерегулируемой, хаотичной. Впрочем, подобная форма миграции скоро должна смениться на более цивилизованную, полагают эксперты. Региональные власти и предприятия должны делать заказ на рабочую силу, учитывая потребность в квалификации сотрудников, в их количестве. Получившая этот заказ страна будет направлять своих граждан к конкретному работодателю. Тогда гастарбайтер гарантированно получит и работу, и жилье, и заработок.
Умение привлечь трудовых мигрантов говорит о многом. В первую очередь, о степени развитости экономики страны. Ведь туда, где нет работы и возможности устроить свое материальное положение, гастарбайтеры не поедут. Количество мигрантов в разных регионах России, таким образом, может говорить о том, насколько интенсивен экономический рост в данном конкретном субъекте. Этот довод подтверждают и сами переселенцы, которые стремятся, в основном, в большие города и крупные развитые регионы, и не хотят ехать в небольшие деревни и поселки. Так что немалое количество мигрантов в Татарстане свидетельствует о неплохом экономическом развитии республики. Привлечение рабочей силы сыграло положительную роль и при подготовке к празднованию тысячелетия Казани. К слову, на строительстве многих объектов отличились бригады турецких рабочих.
Для того чтобы мигранты стремились в тот или иной регион, безусловно, нужно создать хорошие условия для их легального пребывания. Очевидные подвижки в этом направлении в Татарстане существуют. А недавно, кстати, у управления Федеральной миграционной службы республики появился собственный интернет-портал. Посетив этот сайт, можно узнать о том, какие документы необходимы для получения российского или заграничного паспорта, для регистрации. Пользователи виртуального ресурса могут задать любые вопросы и получить ответ по электронной почте или по телефону. То есть мигранты смогут добыть нужную им информацию на расстоянии, еще не отправившись в далекий и нелегкий путь.

_________________
тузгэн туз инде
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение WWW  
Ответить с цитатой Наверх
Показать:     
Перейти к:  
Время в формате GMT + 3
Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
PNphpBB2 © 2003-2006 
.

Сайт принадлежит Санкт-Петербургской Общественной Организации "Общество Татарстан"
При копировании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!